СМИ: Российский самолет-"гриб" получит уникальную технологию. СМИ: Российский самолет-"гриб" получит уникальную технологию А 50 а 100 премьер

А-100 — принципиально новый самолет, который будет оснащаться современнейшим оборудованием. Он предназначен для обнаружения сил и средств противника, передачи соответствующей информации на командные пункты, целеуказания и управления всеми летательными аппаратами. Интересно, что с борта нового летающего радара можно будет управлять даже беспилотниками. А-100 позволит значительно повысить эффективность Сухопутных войск, Военно-морского флота и Воздушно-космических сил нашей страны.

Представители «Объединенной приборостроительной корпорации» сообщили, что возможности нового российского самолета ДРЛОиУ А-100 «Премьер» будут значительно выше, чем у предшественников и конкурентов. А-100, в отличие от российского А-50 и американского AWACS, сможет одновременно контролировать наземные объекты, воздушное и космическое пространство. У нового летающего радара возрастают дальность обнаружения целей и количество обрабатываемых объектов.

Подобные самолеты играют все большее значение в Вооруженных силах мировых держав. AWACS использовались американскими войсками во время боевых действий в Афганистане и Ираке, а А-50 эксплуатируются Воздушно-космическими силами РФ в Сирии. Оба самолета зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

А-100 «Премьер» — российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН). Антенный комплекс построен на базе антенны с активной фазированной решёткой. Поставки ВВС России планировалось начать в 2016 году.

21 ноября 2014 года ТАНТК имени Г. М. Бериева получил первый самолёт Ил-76МД-90А для переоборудования в самолёт ДРЛО типа А-100.
Проект нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, должен будет постепенно заменить в ВВС РФ имеющиеся машины А-50 и А-50У. Многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для самолёта создаётся концерном радиостроения «Вега». 26 октября 2016 года летающая лаборатория для новейшего российского самолёта ДРЛО А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух. Летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолёта А-50.

По словам гендиректора концерна «Вега» (изготовитель самолёта), комплекс разрабатывается по гособоронзаказу на смену самолётам дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У.

Первый полёт состоялся 18 ноября 2017 года с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева.
На данный момент Воздушно-космические силы России располагают пятнадцатью самолетами А-50, произведенными еще во время холодной войны, и тремя модернизированными А-50У. Обновленные машины с литерой «У» получили современное оборудование, благодаря которому буквально обрели вторую жизнь. Производитель сообщает, что самолет А-50У может обнаружить бомбардировщик на расстоянии в 650 километров, истребитель — в 300 километров, а бронетанковую колонну — в 250 километров. Однако появление нового летающего радара А-100 позволит удвоить эти цифры....
Строительство первого А-100 началось буквально пару лет назад. За основу был взят транспортный самолет Ил-76МД-90А, который отличается от базовой модели новыми двигателями, модифицированным крылом, бортовым оборудованием и топливной системой. Разработчиками нового летающего радара стали ТАНТК имени Бериева и концерн «Вега», которые, собственно, работали над строительством и модернизацией А-50.

Новый самолет сохранит преемственность, однако станет принципиально новой воздушной системой по числу решаемых задач, сложности и тактико-техническим характеристикам.

Создание А-100 ведется в соответствии с согласованным с военным ведомством графиком. Предполагается, что первый самолет ДРЛОиУ нового поколения поступит на вооружение уже в этом году....

Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100 впервые поднялся в небо, сообщили журналистам в пресс-службе концерна "Вега", создающего оборудование для "летающего радара".

Как отметили в пресс-службе, во время первого полета специалисты проверили аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части аппаратуры радиотехнического комплекса.

А-100 создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. На нем установлен обтекатель с антенной системой и новейшее специальное радиотехническое оборудование, которое позволяет быстро наращивать радиолокационное поле на заданном направлении. Кроме того, авиационный комплекс может обнаруживать и сопровождать цели, а также участвовать в управлении истребительной и ударной авиацией при наведении на воздушные, наземные и морские цели.

Самолет придет на смену авиационным комплексам А-50 и А-50У.

Как заявлял министр обороны Сергей Шойгу, разработка нового самолета обусловлена появлением новых классов целей, в том числе самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения. Серийные поставки А-100 в войска, по его словам, начнутся в 2020 году.

Источники:

14:29 — REGNUM

18 ноября 2017 года состоялось очень важное для Воздушно-космических сил (ВКС) России событие — перспективный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-100 «Премьер». Разберёмся, что это за машина и почему её разработка так необходима.

Без самолётов ДРЛО истребительная авиация теряет боеспособность в разы

На вооружении ВКС России на сегодняшний день находится, вероятно, 19 самолётов ДРЛО А-50, из которых четыре прошли модернизацию до уровня А-50У. В базовом варианте машина способна обнаруживать и отслеживать цели типа «истребитель» на дальности около 300 км, стратегические бомбардировщики на дальности около 650 км, крылатые ракеты на дальности около 215 км. Сухопутные цели возможно обнаружить с дистанции около 250 км, а корабли «видны» до радиогоризонта. На первый взгляд, всё достаточно красиво, однако базовый А-50 серьёзно устарел и плохо справляется с обнаружением целей с небольшой эффективной поверхностью рассеивания (самолёты и крылатые ракеты, выполненные по технологии снижения радиолокационной заметности Stealth). Да и в целом элементная база машины очень устарела. Проблема частично была решена модернизацией самолётов до уровня А-50У — машина стала намного удобнее для использования экипажем (установлены ЖК-мониторы, вместо громоздкого оборудования размещена комната для отдыха и дополнительное горючее), улучшились возможности по обнаружению вертолётов и малогабаритных сверхзвуковых целей, в том числе в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противником. Однако есть информация, что многие достижения связаны с использованием зарубежной элементной базы, например, процессоров производства Intel. Но даже в обновлённой компоновке машина уже не отвечает всем современным и в особенности будущим вызовам. Да и темпы модернизации авиапарка не впечатляют — с 2009 года обновлены были только четыре борта.

Для сравнения — только на вооружении Военно-морских сил США имеется около 80 самолётов ДРЛО E-2 Hawkeye, ещё 32 более тяжёлых самолёта Boeing E-3 Sentry состоят на вооружении военно-воздушных сил (ВВС).

В случае гипотетического столкновения двух противников, ВВС первой из которых имеет достаточно ДРЛО на вооружении, а второй — нет, результаты противостояния за контроль над воздушным пространством, скорее всего, останутся за первыми с большим преимуществом (при равном количестве и качестве истребителей). Действия фронтовой бомбардировочной авиации также становятся намного «осмысленнее» в условиях управления с борта самолёта ДРЛО.

ВКС России нуждаются в большом количестве самолётов ДРЛО А-100 «Премьер»

Полное название перспективного российского самолёта ДРЛО — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100. Действительно, машина способна выполнять несколько задач, помимо обнаружения целей противника и управления собственной авиацией. А-100 сможет выступать в роли самолёта РЭБ, а также эффективно осуществлять радиотехническую разведку (выявление целей и их характеристик по излучению в радиодиапазоне и т.п.). Детали о характеристиках перспективного самолёта пока засекречены, однако ранее в СМИ звучало некоторое количество неподтверждённой информации. Вероятнее всего, основой А-100 является радиолокатор с активной фазированной антенной решёткой (звучала и информация о наличии радара с двумя фазированными решетками). Согласно некоторым источникам, дальность обнаружения цели типа «истребитель» будет равна 600 км, а возможности по выявлению малозаметных целей будут кардинально улучшены. Да и в целом современная элементная база и вычислительные мощности однозначно позволят намного сильнее автоматизировать и упростить процесс применения комплекса.

Полезная нагрузка А-100 установлена на базу модернизированного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90. Во время первого полёта акцент был сделан на проверку аэродинамических характеристик самолёта («гриб» радиолокатора заметно меняет их). Полномасштабные же испытания радиотехнического оборудования планируется проводить начиная с 2018 года, а согласно озвученным Министром обороны России Сергеем Шойгу планам, первый серийный А-100 должен будет поступить в войска в 2020 году. Остаётся надеяться, что сроки будут соблюдены.Как будут вооружаться Вооружённые силы России в следующие десять лет?

Да и смежные предприятия, выпускающие самолёт-носитель Ил-76МД-90, могут не «потянуть» такого заказа — темпы производства обновлённого легендарного транспортника пока очень невелики (6 бортов с 2011 года), а машины нужны и в военно-транспортной конфигурации.

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

А-100 "Премьер"

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / многофункциональный авиационный комплекс разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО "Вега-М" в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. По состоянию на 2010 г. рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса - Ил-76 и Ан-124. По данным СМИ на 2011 г. головной исполнитель проекта комплекса - ОАО концерн ПВО "Алмаз-Антей" (НПО "Вега-М" по др.данным). По состоянию на 2011 г. выбор сделан в пользу модификации Ил-76 - перспективного транспортного самолета (Ил-76-МД-90А, первый полет ожидался в начале 2012 г. или в течение года, в 2013-2014 г.г. планируется завершить испытания). В 2011-2015 г.г. продолжается проектирование комплекса и самолета А-100. По планам до 2020 г. планируется построить 39 самолетов ДРЛОиУ А-100.

Рождение проекта А-100 : в 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И - самолет А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса "Фалькон" (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Судя по всему в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией "Афрус" (руководитель - Николай Индреевич Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета для ВВС России с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа - А-100Е - экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России - А-100. С техническим предложением обратились в НПО "Вега", которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, "хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением". Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е - Китай - и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель - Юрий Иванович Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены Игорю Климову - помощнику председателя совета директоров конценра "Алмаз-Антей" В.П.Иванова (генерал-лейтенант ФСБ). Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн "Алмаз-Антей". Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение "Иркут", а так же после изменений в концерне ПВО "Алмаз-Антей" (гибель 06.06.2003 г. Игоря Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акуионеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн "Вега", субподрядчик - МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагается (по информации начала 2000-х годов, http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html).

Разработка и испытания . В 08.06.2006 г. подписан контракт на создание самолета ДРЛОиУ №63017 по тактико-техническому заданию от 06.05.2006 г. с использованием в качестве самолета носителя комплекса А-100 самолета ДРЛО иУ А-50. В 2013 г. принято новое ТТЗ на ОКР "Премьер-476" выполняемую по Госконтракту №Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 г. со сроком завершения в ноябре 2013 г.

Согласно планам 2010 г. первый полет самолет А-100 должен был совершить до 2015 г. или немного позже - в 2016 г. (согласно планам, озвученным в 2011 г.). 15.06.2012 г. руководством страны в СМИ заявлено о том, что программа создания А-100 должна быть ускорена и первый полет планируется до 2017 г. 14 августа 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что начать испытаня самолета планируется в 2017 г. и, что концерном "Вега" уже ведется создание опытного образца аппаратного комплекса самолета, уже выпущена рабочая и конструкторская документация самолета. В 2016 г. планируется начать испытания оборудования самолета ДРЛО. 21.11.2014 г. первый серийный Ил-76МД-90А передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого экземпляра А-100, которые должны были начаться в 2015 г.


Выкатка первого летного Ил-476 серийный №01-02 из цеха авиазавода "Авиастар", г.Ульяновск, 15.12.2011 г. (http://www.uac-ta.ru).


Хронология объявления планов самолета ДРЛО А-100 "Премьер":
Дата заявления Дата первого полета Персоналии
2010 г. до 2015 г. СМИ
2011 г.
2016 г. СМИ
15.06.2012 г.
до 2017 г.
Руководство страны
14.08.2014 г.
2017 г.
СМИ
22.08.2016 г.
март 2017 г. (А-100ЛЛ)
СМИ
22.08.2016 г.
2018 г. (А-100)
СМИ

Конструкция - комплекс оборудования, включающий в свой состав антенну с обтекателем большого диаметра, устанавливается на самолет-носитель типа Ил-76МД-90А по классической для самолетов ДРЛО схеме.

Двигатели :
4 х ТВРД ПС-90А-76 я тягой по 14500 кг.

ТТХ самолета :
Вцелом аналогичны ТТХ самолета-носителя (Ил-76-МД-90А)

Оборудование :
Основной антенный комплекс с вращающейся антенной с двумя РЛС с ФАР с электронным сканированием по вертикали и механическим по горизонтали, а так же с цифровой обработкой сигнала (данные за 2014 г.), разработка ведется НПО "Вега-М", по состоянию на август 2011 г. в СМИ заявляется, что разработка антенного комплекса почти завершена. Но в 2013 г. в результате работы совместной комиссии специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» было выработано решение прекратить работы в ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» по АФТ-S и ППУ изделия А-100 и продолжить их уже с использованием современных технологий применения полупроводниковых приборов, используя наработки специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «РНИИРС» (запланировано построение МБРЛС на основе использования твердотельной цифровой АФАР в S-диапазоне, ист. - Годовой отчет ОАО «Концерн «Вега» за 2013 год).

Скорость оборота 360 град - 5 сек
Дальность обнаружения целей ():
- самолетов - до 600 км (?)
- кораблей - до 400 км (?)

На самолете планируется использование цифрового навигационного комплекса и цифровой системы управления самолетом со "стеклянной" кабиной.

Модификации :
А-100ЛЛ - самолет-летающая лабюобратория на базе Ил-76МД для отладки комплекса оборудования до установки на первый экземпляр А-100 ().

А-100 - модификация для ВВС России.

А-100Е - экспортный вариант самолета с российским радиотехническим комплексом. Создание самолета для ВВС Китая планировалось на этапе проработки проекта до 2003 г. В кулуарах авиасалона МАКС-2015 велись переговоры о поставке Индии 3-4 самолетов А-100 ().

Статус : Россия

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
ВЭБ поддержит Бе-200. Сайт http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html , 2009 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2012 г.г.
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name , 2011 г.
Обзор отчета ОАК за 2011 г. Сайт http://bmpd.livejournal.com/261417.html , 2012 г.
Самолет радиолокационного дозора и наведения А-50. Сайт

ТАНТК им. Г. М. Бериева Первый полёт 2016 год (план) Статус в разработке Базовая модель Ил-76МД-90А К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

История

Проект нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, должен будет постепенно заменить в ВВС РФ имеющиеся машины А-50 и А-50У. Многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для самолёта создается концерном радиостроения «Вега» .

Завершение работ по новому самолёту А-100 запланировано на 2017 год.

Напишите отзыв о статье "А-100"

Примечания

Отрывок, характеризующий А-100

– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.

Летающая лаборатория А-100ЛЛ, созданная для проекта перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения «Премьер», приступает к практическим полетам. Об этом сообщили в Объединенной приборостроительной корпорации. Базой для новой машины стал штатный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. По информации ОПК, в ходе воздушной апробации предполагается провести комплекс испытаний элементов, проверить на электромагнитную совместимость отдельные системы, отработать режимы информационного обмена, а также протестировать некоторые конструкторские решения.Как сообщил генеральный конструктор ОПК по системам и комплексам разведки дозора и управления авиационного базирования Владимир Верба, летающая лаборатория позволит заранее провести проверку работоспособности и взаимодействия элементов авиакомплекса, сэкономив время и средства на общее тестирование А-100 и повысив готовность самолета к проведению будущих государственных летных испытаний.«Дедушка» отечественной радиолокации Эту машину частенько могут видеть те, кто пользуется услугами военного «аэропорта» Чкаловский. Характерный «гриб» на пилонах над верхней частью фюзеляжа обычного с виду Ил-76 сразу же выделяет этот самолет среди других машин авиапарка подмосковной авиабазы.«Наш ответ "Аваксу", - так в свое время называли этот борт, намекая на сходство выполняемых им функций с задачами аналогичного авиационного комплекса радиообнаружения и наведения США AWACS (от английской аббревиатуры Airborne Warning and Control System - "раннее предупреждение и управление в воздухе"). Для американских машин был выбран самолет Boeing E-3 Sentry. Наши авиационные специалисты остановили свой выбор на одном из самых неприхотливых и надежных воздушных грузовиков – Ил-76.Справедливости ради стоит сказать, что А-50 был все же не первым проектом отечественной авиации дальнего радиолокационного обнаружения. В следующем году мы будем отмечать 55-летие первого полета самолета Ту-126, на котором применялась радиолокационная станция «Лиана». В конце 1950-х – начале 1960-х годов требовались нестандартные способы прикрытия северного направления СССР, как одного из наиболее вероятных для проникновения американских стратегических бомбардировщиков. Развертывание сплошной сети наземных средств выливалось в огромные финансовые затраты, и выход был найден в создании мобильных систем, размещаемых на самолетах.
РЛС «Лиана» в то время считалась настоящим чудом техники. Она позволяла обнаруживать воздушные объекты на дальностях от 100 до 350 км, а морские цели типа крейсера – до 400 км. Бортовая телекодовая аппаратура могла передавать полученные сведения на командные пункты ПВО и ВМФ, удаленные от самолета на две тысячи (!) км. Антенная система монтировалась над фюзеляжем на пилоне высотой 2,6 м, и это был первый в мире самолет с вращающимся грибовидным обтекателем радиолокационной станции. Интересно, что при создании упомянутого выше AWACS американские специалисты элементарно скопировали эту схему размещения РЛС, взяв ее за основу своего самолета.«У» значит, «усовершенствованный»
Нынешний российский авиапарк самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения состоит из машин, получивших индекс А-50. Спектр задач этого воздушного наводчика – обнаружение, сопровождение и определение государственной принадлежности различных объектов, выдача информации на командные пункты, наведение истребителей и самолетов фронтовой авиации на цели.Характеристики А-50 впечатляют. Дальность обнаружения воздушных целей в отдельных случаях достигает 650 км, а количество сопровождаемых объектов может исчисляться тремя сотнями. В воздухе машина способна находиться до 4 часов, а в случае даже одной дозаправки это время увеличивается почти вдвое. Обеспечением работы специального оборудования, установленного на борту, занимается тактический состав в количестве 11 человек.
В мае 2014-го Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева, который, в числе прочих задач, выполняет интеграцию авиационных систем дальнего радиолокационного наблюдения, передал российской военной авиации очередной борт А-50, но – уже с литерой «У». В модернизации самолетов этой серии приняли участие специалисты Концерна радиостроения «Вега». Основной упор был сделан на переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Были кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа: вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок применены универсальные средства отображения информации на дисплеях и жидкокристаллических индикаторах. У А-50У появился новый комплекс связи, а новшеством, которое порадовало экипаж, стало размещение комнат отдыха, буфета с необходимым бытовым оборудованием и даже туалета.Летающий «Генштаб»
Новый авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер», судя по информации из открытых источников, получит полностью цифровой навигационный комплекс, будет оснащен активной фазированной решеткой и цифровой системой управления. Базой для комплекса стал самолет Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76. Этот «Ильюшин», впервые взлетевший в воздух всего четыре года назад, обладает новой конструкцией крыла, более современными двигателями с тягой 14,5 тонны каждый, усиленным шасси, а также измененным радиоэлектронным и навигационным комплексами. Всего до 2020 года Минобороны России должно получить от предприятия-изготовителя – ульяновского завода «Авиастар» – 39 таких машин. Шесть из них уже собраны.Эксперты в области авиации обращают внимание на то, что оснащение «Премьера» многофункциональным радиотехническим комплексом позволит успешно решать оперативно-тактические и стратегические задачи как в части ведения разведки, так и в области защиты от воздушного нападения. Как отмечает, к примеру, военный эксперт, полковник ВВС в отставке Юрий Авдеев, в основу разработки машины выведены системные вопросы увеличения боевой эффективности.«Бортовое оборудование А-100 позволит мгновенно вскрывать, опознавать и классифицировать цели (воздушные, надводные, наземные – без разницы), определять их координаты, – обращает внимание он. – Полученная информация будет также мгновенно передаваться на пункты управления».Данная информация станет основой для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам. Также с борта А-100 можно будет управлять группировками летательных аппаратов истребительной, бомбардировочной, штурмовой и специальной авиации, корректировать работу беспилотников.Наводчик для «Прометея»
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления постоянно задействованы в отработке учебных и практических задач. Так, имеются сведения, что именно А-50 решали некоторые вопросы в ходе операции российских ВКС в Сирии. А буквально на днях эти машины принимали участие в тренировке органов управления и дежурных сил Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ. Воздушные наводчики применялись для наращивания радиолокационного поля в зонах дежурства Су-27, МиГ-29, МиГ-31, а также в ходе перехвата имитируемых сверхзвуковых и стратосферных целей. При этом А-50 находились в небе более 5 часов, произведя дозаправку в воздухе и выполнив не менее двух десятков наведений на цели.Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, поднявший на одном из ведомственных селекторных совещаний тему будущего поступления на вооружение авиационного комплекса А-100, подчеркнул, что эта машина по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги.«Его разведывательные возможности позволят обнаруживать новые классы целей, осуществлять наведение самолетов ударной авиации и управление ими», - заявил глава российского военного ведомства.Интересно, что о возможностях российского «Премьера» уже заговорили и на Западе. Так, в опубликованном не так давно американским изданием Right Side News материале сделан акцент на то, что использование этого самолета дальнего радиолокационного обнаружения может существенно повысить возможности российских систем ПВО. В частности, как подчеркнул автор статьи журналист Майкл Снайдер, А-100 придаст новые возможности зенитной ракетной системе С-500 «Прометей».«Этот комплекс в сочетании с "Премьером" будет способен перехватывать и межконтинентальные баллистические ракеты», - особо отметил автор публикации.