Проблемы организации и развития малого бизнеса. Проблемы развития малого бизнеса

Субъекты малого бизнеса — небольшие компании и частные предприниматели — сталкиваются с рядом проблем, которые характерны только для этого сегмента экономики.

Поскольку сектор малого бизнеса участвует в образовании новых рабочих мест, создании здоровой конкурентной среды, формировании дохода в государственный бюджет и исполнении потребностей регионального рынка.

Актуальные проблемы малого предпринимательства

В 2017 году доля малого бизнеса в ВВП России составила менее 20%. В то время как в США этот показатель равен 53%, в Канаде — 43%, в Великобритании — 40%. Из этого следует, что в России не самые благоприятные условия для индивидуальных предпринимателей и компаний, где численность работников не превышает 100 человек.

Такая ситуация обусловлена рядом проблем:

  • несовершенство законодательной базы (незащищенное положение индивидуальных предпринимателей, постоянные изменения хозяйственного и налогового законодательства);
  • дефицит стартового и оборотного капитала (сложный процесс субсидирования, низкий % одобрения заявок на кредитование малого бизнеса коммерческими банками);
  • дефицит коммерческих помещений (малое количество предложений по аренде производственных площадей в совокупности с ее высокой стоимостью);
  • отсутствие доступа к федеральным и муниципальным заказам (малый бизнес не в силах конкурировать с субъектами крупного предпринимательства);
  • монополизация отдельных сегментов отечественного рынка;
  • невысокий уровень доходов населения (целевая аудитория малого бизнеса — население низшего и среднего класса — не в состоянии оплачивать товары/услуги по стоимости, покрывающей издержки предпринимателя).

Несмотря на то, что ежегодно обновляются федеральные программы по развитию малого бизнеса, предприниматели относятся к ним скептически. Большая часть проблем так и не находит своего решения.

Скрытые проблемы

Помимо очевидных трудностей в сегменте малого предпринимательства есть несколько скрытых проблем, тормозящих его развитие. Их можно отнести к разряду социальных. К наиболее острым относится некомпетентность предпринимателей и отрицательный имидж малого бизнеса среди населения.

В отечественных ВУЗах специальности по основам предпринимательства появились только в начале 2000-х. До этого начинающие бизнесмены при организации своего дела руководствовались лишь предпринимательским чутьем. Но, даже не имея таланта, всему можно обучиться. Поэтому при развитии образовательной базы и содействии властей в решении ключевых проблем предпринимательства, можно рассчитывать на рост доли малого бизнеса в объемах ВВП страны.

Из-за того, что во времена СССР предпринимательская деятельность называлась «спекуляцией» и попадала под уголовную ответственность, она приобрела плохую репутацию. Малый бизнес жестко ограничивался властями, диктовавшими условия труда. И, несмотря на то, что в постсоветский период ситуация изменилась, среди старшего поколения до сих пор бытует стереотип, что предприниматели крадут или наживаются на «простом народе». Со сложившимися стереотипами бороться достаточно проблематично, что обуславливает необходимость в формировании нового положительного имиджа среди молодого поколения.

В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

Во-первых, это всякие организационные проблемы, которые связаны с определением и приобретением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. п.

Во-вторых, важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

В условиях экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение.

Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы.

Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

У нас в стране защищена только самая крупная собственность и самая крупная экономическая деятельность. Эта деятельность так называемых олигархов. Им достаточно присягнуть на политическую лояльность к существующему политическому режиму и их права полностью защищены и эти права безграничны. Они имеют право, безграничные возможности экономической деятельности, в первую очередь почему – потому что на их собственность никто никогда не посягнет. Это священная корова. Что касается массового собственника, так называемого мелкого собственника, то он буквально поражен в правах, и с ним можно делать, что угодно.

Если посмотреть на опыт зарубежных стран, Европы, то малый бизнес в принципе и в основном призван и решает решает, в первую очередь, проблему занятости.

Так получилось, что в нашей стране с сырьевой экономикой, в принципе, граждане не заняты и не нужны никому. Даже государству. Государство не знает, что с ними делать и как обеспечить. Вот эту проблему успешно решает во всем мире малый бизнес. И поэтому нам представляется, что у нас нет другого пути, кроме как развивать этот бизнес и всемерно способствовать предпринимательскому движению и не только отдельным людям, а стимулировать объединения предпринимателей мелких в более крупные объединения путем создания некоммерческих организаций, общественных объединений.

Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является его слабое инвестирование в связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:

Малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам;

Не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности;

Кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты;

Консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.

Проблема получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании.

Данный факт обусловлен следующими причинами:

Отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;

Необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке.

В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счет.

Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям.

Тем не менее, современных тенденций развития малых предприятий в России позволяет говорить о том, что данная область весьма перспективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные пути использования инвестиционных возможностей, необходима разработка гибкой государственной политики в вопросах формирования собственных источников инвестирования. Государственная поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями внешних финансовых источников.

Совокупность данных направлений деятельности позволит не только упорядочить контроль государства за развитием малого бизнеса, но и позволит самим предприятиям быстро и эффективно развиваться за счет гарантирования им возможности использования коммерческих займов и осуществления других видов поддержки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра экономики

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Малый бизнес, малое предпринимательство, проблемы малого предпринимательства, критерии выделения малых предприятий, организационно-правовые формы малого предприятия, государственная поддержка малого бизнеса, субъекты малого предпринимательства.

Объектом исследования являются проблемы развития малого бизнеса в России.

Цель работы - изучить проблемы развития малого бизнеса в России.

Основные задачи:

Рассмотреть исторические аспекты развития малого бизнеса;

Проанализировать термин «малое предприятие»;

Рассмотреть критерии выделения малых предприятий;

Рассмотреть организационно-правовые формы малых предприятий;

Проанализировать основные проблемы малого бизнеса в России;

Проанализировать основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России.

В процессе работы над темой изучались основополагающие вопросы малого бизнеса: сущность, критерии выделения, проблемы развития, государственная поддержка малого предпринимательства в России.

Курсовая работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2003.

Введение

2. Малый бизнес в России

Заключение

Приложение

Введение

Российское общество в течение последних 10-15 лет переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

В настоящее время малое предпринимательство в России развито недостаточно. Малый бизнес составляет всего лишь 10-12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше (до 50-60% доли малого предпринимательства в общем объёме производства). Таким образом, рассматриваемая тема имеет значительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Цель данного исследования - изучить проблемы развития малого бизнеса в России.

Задачи данного исследования:

1) рассмотреть исторические аспекты развития малого бизнеса;

2) проанализировать термин «малое предприятие»;

3) рассмотреть критерии выделения малых предприятий;

4) рассмотреть организационно-правовые формы малых предприятий;

5) проанализировать основные проблемы малого бизнеса в России;

6) проанализировать основные направления поддержки малого бизнеса в России.

В первой главе рассматриваются общие вопросы, связанные с малым бизнесом в целом. Показаны основные этапы развития малого бизнеса, дана характеристика понятию «малый бизнес» и рассмотрены основные организационно-правовые формы малого предприятия.

Вторая глава посвящена анализу основных проблем малого бизнеса, поддержке малого бизнеса и его места и роли в переходной экономике России.

Исследованию проблем становления и развития малого предпринимательства в России посвящены работы таких отечественных экономистов, как: Гловацкая Н., Горенбургов М.А., Горькова Т., Дадашев А., Егорушков А.П., Колганов М., Крутик А.Б., Лазаренко С., Мягков П., Нешитой А., Орлов А., Орлов М., Ходов Л. и другие.

Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых предприятий, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

1. Характеристика малого бизнеса

1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес сыграл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес всё больше признаётся как созидательная сила экономики.

В 1980-е годы престиж малого бизнеса в мире начал повышаться. Этому в немалой степени способствовала его способность изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы всё чаще стали обращать внимание на достижения, возможности, перспективы и проблемы малого предпринимательства.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал, 1996, № 2.

1) 1985 - 1987 гг. Для этого этапа характерно следующее:

Зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях;

Распространение бригадных подрядов;

Малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер;

Формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Первый этап можно назвать экспериментальным.

2) 1987 - 1988 гг. В этот период происходит следующее:

Сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;

Предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Целью развития малого бизнеса на данном этапе являлось насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил катализатором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания и навыки работы малого предприятия.

3) 1989 - 1990 гг. Данный этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышению экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

4) 1991 - 1992 гг. В этот период происходило следующее:

Процесс коммерциализации и появление среднего и крупного бизнеса;

Коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства (были приняты законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства в России).

5) 1993 - 1994 гг. Данный этап стал периодом широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не было обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

6) Заложенные ранее основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что шестой этап развития предпринимательства (начиная с 1995 г.) сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявить себя во всём своём многообразии и обнаружить силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики и сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

1.2 Понятие о малых предприятиях и критерии их выделения

Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоёвывает свое место в структуре экономики и является органической её частью. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Что же называют малым бизнесом? Однозначного определения малого бизнеса нет. К настоящему времени ни российская, ни зарубежная экономическая практика не выдвинули единого количественного или качественного критерия для определения понятий «малые формы хозяйственной деятельности», «малое предпринимательство», «малый бизнес» и т. д. Однако подобное положение не выступает свидетельством ограниченных возможностей современной экономической теории и практики. Суть проблемы, по всей видимости, состоит в том, что малый, а также средний бизнес - сугубо локализованное социально-экономическое явление, неотрывное в своих количественных и качественных признаках и тенденциях формирования от общего уровня развития той или иной социально-экономической системы, а также специфики той территории, где он функционирует.

В действующей мировой практике выделение малого предпринимательства как отдельного сектора хозяйствования, как правило, осуществляется в зависимости от его отраслевой принадлежности, организационно-хозяйственной формы предпринимательства, целей экономического регулирования. Это вычленение ведётся в разных странах по различным признакам, таким как:

Численность работающих;

Размер производственного капитала;

Объём продаж и т. д. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2002. - с 38.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым можно отнести предприятие к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика - М., 1998. - № 3-4.

В России до недавнего времени проблема критериев выделения малых предприятий была ориентирована преимущественно на решение задачи выделения круга тех предприятий, которым адресовалась система налоговых льгот и других привилегий, а также на нужды статистического описания и отдельных научных исследований.

Во времена советской экономики рассматриваемые критерии использовались, прежде всего, для оценки и анализа такой проблемы, как степень концентрации производства - капитала и рабочей силы (прежде всего, в промышленности). В этой связи было предложено немало оригинальных решений данной проблемы, причём многие из них сохраняют своё значение и в настоящее время.

Начальный этап реформ в России вывел проблему критериев малого предпринимательства из круга сугубо научных интересов экономистов и статистиков. Проблема прочно вошла в сферу практических нужд формирующейся новой системы централизованного регулирования и стимулирования хозяйственной деятельности, базирующейся на преобладающем значении рыночных отношений и частной предпринимательской инициативы.

В настоящее время проблема критериев малого предпринимательства представляет собой не просто атрибут и условие эффективной государственной политики в названной области. Проблема критериев непосредственно охватывает существенные экономические интересы тех социальных групп, которые задействованы в предпринимательской деятельности, а также могут так или иначе рассчитывать на меры государственной поддержки. Наконец, в этом смысле можно и нужно говорить об интересе общественного звучания, т.е. об интересах тех широких слоёв населения, которые за счет разумной политики поддержки и развития малого предпринимательства обоснованно надеются на некое смягчение экономических и социальных издержек реформ, сопровождающего его глубокого спада производства, занятости, что ещё достаточно отчетливо заметно во многих регионах России.

Достаточно продолжительное обсуждение проблемы критериальных признаков малого предпринимательства в отечественной экономической науке привело к выводу о предпочтительности в этой роли как ведущего показателя численности производственного персонала. Именно число занятых определяет в конечном счёте объёмы продукции и величину используемых производственных фондов. Исследования с целью выявления некоего интегрального показателя «размера предприятия» также показали, что самое большое влияние на обобщающий индекс размера предприятия оказывает именно численность работающих. Этот показатель был принят в первых правительственных документах России по государственной политике в отношении малого бизнеса и до настоящего времени продолжает удерживать своё значение.

Таким образом, в долговременной перспективе национальной политики в отношении малого бизнеса вопрос о развитии и совершенствовании критериев малого предпринимательства пока во многом остается открытым. К числу нерешённых вопросов здесь относится не только возможное уточнение самого оценивающего признака (численность занятых, объём хозяйственной деятельности, величина используемого основного капитала и т. д.), но и такие проблемы, как:

Соотношение критериев малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне;

Идентификация таких необходимых слагаемых современных малых форм хозяйствования, как средний бизнес, «микрофирмы», «семейный бизнес» и пр.;

Возможности использования специальных или локальных критериев малого бизнеса, которые могли бы применяться и в рамках отдельных программ его поддержки, если это практически отвечает их целевому началу и особенностям отраслевого характера и специфики территориальной дислокации соответствующих групп малых предприятий.

1.3 Организационно-правовые формы малого предприятия

В соответствии с законодательством малые предприятия, как субъекты малого предпринимательства, не являются особой организационно-правовой формой, т. к. ведущим критерием отнесения предприятий (организаций) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчётный период.

Субъектами малого предпринимательства могут быть физические и юридические лица.

Физические лица могут быть участниками малого предпринимательства в качестве:

Непосредственно физических лиц, участвующих в создании хозяйственных обществ;

Физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющихся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

Хозяйственных товариществ и обществ;

Производственных кооперативов;

Государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества:

Полные товарищества;

Товарищества на вере;

Ниже приводятся определения отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как субъектов предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс. Часть первая.

Полным товариществом признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

правовой бизнес предпринимательство экономика

2. Малый бизнес в России

2.1 Основные проблемы малого бизнеса

Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Их деятельность и развитие зависят от множества факторов, среди которых:

Законодательство;

Экономическая ситуация в целом;

Возможность получения кредита и его ставка;

Платёжеспособность партнёров;

Политическая ситуация;

Действия правительства, местных властей, Центрального Банка;

Уровень коррупции;

Наличие площадей и возможность их аренды;

Наличие информации, опыта и квалифицированных кадров;

Криминальная обстановка;

Общественное отношение к предпринимателям и др.

В 2004 г. Всемирный Банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса: понимание правил». По его данным, в России не самые благоприятные условия для ведения бизнеса. Анализ возможности ведения бизнеса рассматривался по пяти позициям. Так, было учтено время и средства, необходимые для того, чтобы открыть дело, набрать и уволить рабочую силу, заключить контракт, получить кредит и закрыть дело. Для того чтобы открыть бизнес, в России необходимо пройти 12 процедур, на Украине - 14 процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в США необходимо пройти всего 5 процедур, а в Канаде и Австралии - лишь две.

По данным Госкомстата, количество малых предприятий в России составляет около миллиона, общая численность занятых на них работников - порядка 13 миллионов человек. Таким образом, на 1000 жителей в России приходится в 6 раз меньше малых предприятий, чем в Германии, в 7,5 - чем в Великобритании, в 13 раз - чем в США. Более половины малых предприятий в России сосредоточено в 8 субъектах РФ, половина от этой половины - в Москве. Подавляющие большинство - в сфере торговли и общепита. Доля теневого сектора составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства в нашей стране.

Дело в том, что малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются c серьёзными проблемами.

Основная проблема - недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая). Практически государству предстоит создать новый широкий сектор народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это означало, в частности, и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей в условиях крайнего недостатка средств, не могло образоваться резерва, необходимого для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит отыскать сейчас. Ясно, что предельно напряжённый государственный бюджет таким источником средств стать не может. Остаётся надеяться на кредитные ресурсы. Но и они крайне трудно реализуемы из-за отсутствия у большинства «частников» необходимого залогового обеспечения и благоприятных кредитных историй.

Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. На практике до настоящего времени не решена проблема по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь - со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства. В 2003 году был принят закон, устанавливающий трёхлетний мораторий на проверки контролирующими органами предприятий малого бизнеса. Однако запрет не распространяется на налоговые службы, таможню и милицию, а также на внеплановые проверки, от которых малые предприятия страдают больше всего.

Ещё одна важная проблема - кадры. В России ощущается недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности.

Комплекс непростых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям (новому социальному слою) тем более.

Среди важных проблем можно выделить и группу трудностей, связанных с функционированием предприятия. Сфера предпринимательства в современной России в значительной степени криминализована. Существует теневой сектор экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров вследствие большой налоговой нагрузки на малый бизнес. Известны многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям, например:

Навязывание невыгодных условий договоров;

Нарушение установленного порядка ценообразования;

Изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок;

Установление монопольно низких цен.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины (см. Приложение):

44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

15% - отсутствие опыта работы в отрасли;

1% - небрежность в ведении дел;

1% - мошенничество или бедствие;

6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Все вышеперечисленные и другие проблемы являются причиной отсутствия заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России, свидетельствуют о наличии определённых препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

2.2 Государственная поддержка малого бизнеса

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса: Экономика и жизнь. М., 2007. - с. 57-68.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

Государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

Государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

Государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже разработаны законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования.

В 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие положения поддержки, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Периодически разрабатываются Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. В них определяются основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и т. д.

Меры по содействию малому бизнесу разрабатываются и выполняются с применением комплексного подхода к решению проблем, т. е. представляют собой совокупность взаимодополняющих мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена.

Реализация комплекса мер позволяет обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране, устранить недостатки в системе государственной поддержки малого бизнеса.

Комплекс мероприятий предусмотрен в среднесрочной Программе по поддержке малого предпринимательства (2003-2005 гг.). Он подразумевает несколько взаимосвязанных направлений, реализация которых должна вывести отечественный малый бизнес на новый уровень развития:

1) Совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса. Необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование и государственную поддержку малого предпринимательства в части регистрации, осуществления хозяйственной деятельности, налогообложения и бухгалтерского учёта.

Государство стремится уточнять и оптимизировать критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малым предприятиям. В 2003 году субъекты малого бизнеса уже были разделены на самые маленькие, собственно малые и средние. Предприятия с числом работающих до 9 человек считаются микропредприятиями, до 100 человек - малыми, до 250 - средними. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.с.3 Правда, в отсутствие решения налоговой проблемы такая классификация имеет больше статистическое значение.

При формировании федеральных целевых программ следует предусматривать специальные разделы, направленные на привлечение субъектов малого бизнеса к реализации их мероприятий.

В бюджетах всех уровней нужно законодательно установить обязательное выделение отдельной строкой финансовых средств на поддержку малого предпринимательства в размере не менее 0,5% от доходной части соответствующего бюджета.

2) Оптимизация налогообложения, упрощение налоговой отчётности. Ставки налогов должны быть снижены до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Сферу малого бизнеса должна регулировать система налогообложения с максимальным упрощением исчисления налогов, сокращением их величины, освобождением от налогообложения средств, направляемых на развитие производства.

Кроме того, необходимо продолжить работу по упрощению форм налоговых деклараций, а также совершенствовать Налоговый Кодекс в части применения НДС, единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, а также упрощённой системы налогообложения.

3) Упрощение доступа к финансовым ресурсам. По мнению федеральных органов власти, развитие системы финансово-кредитного содействия малому предпринимательству связано с решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечественных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчёт на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для «свободных предпринимателей» сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам банковскими кредитами пользуется лишь 1% малых предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим направлениям:

Разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;

Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, микропредприятий и начинающих предпринимателей;

Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй предприятий, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платёжную дисциплину предприятий.

Большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.

4) Развитие инновационного предпринимательства. Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоёмкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать своё производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоёмкую продукцию и услуги.

В этой связи для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах России необходимо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Эта система должна включать посевные, стартовые, гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с участием государства. Эти фонды должны быть способны обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

2.3 Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х - самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие-то периоды наблюдалось даже сокращение малых предприятий. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.

По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6,5 млн. человек. Ещё 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объём продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объёма промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: в развитых странах на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а в России - всего 7. Доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.

Малый бизнес в развитых странах - крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно-технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведённая статистика имеет и обратную сторону. Её показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем зарубежный малый бизнес даёт Западу. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.

Заключение

Таким образом, малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Развитие малого предпринимательства осуществлялось по очень сложному пути. В его истории были и подъёмы, и падения, но он продолжал развиваться и совершенствоваться несмотря ни на что. Повышение мирового престижа малого предпринимательства началось в 1980-х годах благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. С этого времени малый бизнес прошёл в своём развитии ряд этапов. В настоящее время он продолжает развиваться.

До сих пор не существует однозначного определения понятия «малый бизнес» или «малое предпринимательство», закреплённого законодательно. Но в большинстве случаев выделение малых предприятий осуществляется по следующим критериям:

Численность работающих;

Стоимость производственного капитала (активов);

Объём продаж.

Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются такие хозяйственные товарищества и общества, как:

Полные товарищества;

Товарищества на вере;

Общества с ограниченной ответственностью;

Открытые и закрытые акционерные общества.

Малый бизнес в России сталкивается с многочисленными проблемами:

Недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. В течение многих лет не существовало средств для развития малого бизнеса, не разрабатывались программы по реализации государственной поддержки малых предприятий. Всё это отразилось на ресурсной базе малого бизнеса;

Несовершенная законодательная база, на которую опираются предприниматели. Во многих законодательных актах, регулирующих деятельность малых предприятий, существуют серьёзные недостатки. Пока они не будут ликвидированы, малый бизнес в России не сможет полноценно функционировать;

Отсутствие квалифицированных кадров для управления малыми предприятиями;

Криминализация малой предпринимательской деятельности. Существует теневой сектор экономики, который оказывает большое давление на частных предпринимателей;

Проблема взаимоотношений малого бизнеса и государства.

Устранению основных проблем в малом предпринимательстве способствует его государственная поддержка. Была принята Программа по поддержке малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Она предусматривает:

Совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса;

Оптимизацию налогообложения, упрощение налоговой отчётности;

Упрощение доступа к финансовым ресурсам;

Развитие инновационного предпринимательства.

Таким образом, малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.

Список использованной литературы

1. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал, 1996, № 2.

2. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2002. - с 38.

3. Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика - М., 1998. - № 3-4.

4. Гражданский Кодекс. Часть первая.

5. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса: Экономика и жизнь. М., 2007.- с. 57-68.

6. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г. - с.3.

Приложение

Результаты опроса руководителей малых предприятий «Основные проблемы на малом предприятии»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий. Развитие, становление и проблемы малого бизнеса за рубежом и в России. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Понятие и критерии малого бизнеса. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. Проблемы становления малого бизнеса в России. Меры поддержки малого бизнеса. Условия и факторы развития малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса.

    реферат , добавлен 14.12.2004

    Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. Правовые основы малого бизнеса. Особенности и функции малого предприятия. Современные проблемы развития малого бизнеса, пути их решения. Государственная поддержка малого бизнеса.

    реферат , добавлен 25.06.2004

    Исследование места и роли малого и среднего предпринимательства в современной экономике. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах. Реализация программ государственной поддержки. Проблемы предпринимательства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Критерии, сущность и понятие малого бизнеса, проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом. Основные показатели уровня развитости предпринимательства. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Понятие, функции, критерии малого бизнеса, его социальная значимость и роль в экономике. Этапы развития и становления малого бизнеса в РФ и за рубежом. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Сущность и функции малого бизнеса в экономике государства, его правовое регулирование. Противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России. Поддержка малого бизнеса в Челябинской области, инфраструктура поддержки предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Роль малого бизнеса в экономике. Этапы развития малого предпринимательства в России. Правовые основы деятельности малых предприятий. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения. Проблемы становления малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Понятие и сущность малого бизнеса, его роль и проблемы развития в современной экономике. Меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и в зарубежных странах. Изучение опыта развития малого предпринимательства в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2010

    Роль и место малого бизнеса в России и за рубежом, проблемы его становления. Характеристика государственных мер поддержки малого предпринимательства. Сущность и структура малого бизнеса, его правовые основы. Состояние малого бизнеса на данном этапе.

Рабцевич Андрей Александрович

ассистент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства Башкирский государственный университет, г.Уфа, Российская Федерация

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Дается определение предпринимательства, рассматривается его сущность и ценность как экономического явления. Основная часть посвящена проблемам, существующим в малом и среднем бизнесе, также даются некоторые рекомендации по их решению.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, налоги, коррупция, административные барьеры

The problems of small and medium-sized businesses in Russia

Pestova Regina Georgievna

Institute of Economics, Finance and Business, Bashkir State University Ufa, Russia

Rabtsevich Andrey Aleksandrovich

Assistant of the Department of Sociology of Labour and Business Economics Bashkir State University, Ufa , Russian Federation

Abstract: The article investigates the problems of small and medium business in the Russian Federation. The essence and value of entrepreneurship as an economic phenomenon considered. The main part of the article focuses on the issues of the small and medium business, some recommendations for their solution also described.

Keywords: small and medium businesses, taxes, corruption, administrative barriers

По Гражданскому Кодексу Российской Федерации предпринимательство определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» В данном определении мы видим специфические черты, характеризующие предпринимателя, предпринимательство. Предпринимательство направлено на получение прибыли, но эта деятельность сопряжена с определенными рисками. Предприниматели - это в большинстве своем новаторы, люди инициативные и действующие. Это своего рода инновация в общественное производство. «Инновации включаются в процесс общественного производства посредством трудовой деятельности работников с качественно новой потребительной стоимостью рабочей силы» . Предпринимательство способно решать многие задачи: производство товаров, услуг, внедрение новых технологий, «производство» рабочих мест, активность общества.

Предпринимательство принято разделять на крупный, средний и малый бизнес. Критерии отнесения к тому или иному виду определяются ФЗ № 209 от 24.07.2007 и Постановлением Правительства РФ от 09.02.13 № 101.



Также к критериям относят долю участия других лиц в уставном капитале организации.

«Согласно статистическому наблюдению в России подавляющее большинство на рынке занимают микропредприятия (85,9%). Выручка микропредприятий составляет 43% от всего сектора малого и среднего предпринимательства» .

В данной статье мы рассмотрим предприятия малого и среднего бизнеса, т.к. вклад малого и среднего бизнеса в экономику большинства стран составляет около 20-40% ВВП, а также сейчас это наиболее активно развивающаяся, прогрессивная часть рыночной экономики. Также предпринимательство сейчас активно поддерживает государство, предоставляя льготы, субсидии и оказывая поддержку другого рода. Несмотря на все это в малом и среднем бизнесе накопилось достаточно проблем, которые необходимо решать.

На сегодняшний день предпринимательство в большей степени оценивают количественными показателями, упуская качественные. Но именно качественная оценка позволяет выявить связь предпринимательства с обществом. Например, предпринимательство внедряет новые технологии, создает новые товары, в результате чего:

Повышается производительность труда;

На рынке продается дешевая продукция высокого качества

Для качественной оценки необходимо изучать такие показатели как: фондоотдача, коэффициенты обновления основных фондов, соотношение стоимости оборудования предприятий и др. Опираться нужно и на производительность труда. Для составления качественного определения малого предприятия необходимо выявить основные характерные особенности ее деятельности и развития. Данный подход представляет большой интерес, так как в нем малое предприятие рассматривается не как уменьшенная модель крупного предприятия, а как предприятие, осуществляющее свою деятельность с присущими ему следующими специфическими чертами: высокая степень неопределенности; постоянное развитие и адаптация к новым условиям; более высокая необходимость во внедрении инноваций .

Следующая проблема: большинство малых и средних предприятий - это предприятия, занимающиеся торговой деятельностью и общественным питанием. Необходимо повысить долю предприятий, обслуживающих науку, занимающихся наукой. Именно они способны принести большой объем инвестиций в бюджет и это наиболее перспективная область предпринимательской деятельность в век информационных компьютерных технологий и научно-технического прогресса.

Следующая проблема малого и среднего бизнеса заложена уже в определении предпринимательства. Предпринимательство всегда сопряжено с риском, который не всегда можно предугадать. Из-за риска предприятия не могут устоять на рынке и многие из них перестают существовать. Но чем больше первоначальный капитал, вложенный в предприятие, тем выше его шансы выстоять в конкурентной борьбе. Возникает следующая большая проблема: недостаток инвестиционных ресурсов, недоступность кредитов. Банки при выдаче кредитов должны быть уверены, что предприятие будет платежеспособным, им необходим продуманный бизнес-план, который будет во многом зависеть от того, какими знаниями обладает будущий предприниматель, насколько реально он оценивает свои возможности и т.д. У предпринимателя должны быть хорошая кредитная история, «качественный» залог. Поэтому банки редко кредитуют стартовые бизнес-дела.

Следующая проблема малого бизнеса: высокие налоги и взносы. В зависимости от типа налогообложения (традиционная система налогообложения, упрощенная система) предприниматель платит от 6 до 15% налогов. Но есть и обязательные платежи в различные фонды, например, страховые взносы и затраты на бизнес. Поэтому предприниматели несут большие денежные потери и им становится невыгодно вести бизнес. Приведем в пример опрос, представленный в Росстате, где респонденты основной проблемой считают высокое налогообложение (Рис. 1.) .

Видим, что большинство опрошенных, считают, что налоги, коррупция, административные барьеры, а также недоступность кредитов - основные проблемы развития предпринимательства в России.

Административные барьеры и коррупция - одна из самых больших проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. Под административными барьерами следует понимать наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным и региональным), большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов и т.д. Считаем, что необходимо сделать законодательство более «прозрачным», открытым; необходимо устранить противоречия между федеральным и региональным уровнями законодательства; проверки, проводимые различными органами необходимо снизить, сделать их более согласованными; также необходимо предоставлять предпринимателям всю необходимую информацию касательно требований со стороны контролирующих органов.

Лицо любого малого предприятия - это его руководитель. Малый бизнес создать довольно сложно, так же сложно им управлять, т.к. необходимо решать задачи различного уровня. Поэтому многие предприятия сталкиваются с проблемой некомпетентного руководства. Некомпетентность может выражаться в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, менеджмента, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. «Необходимы серьезные инвестиции в развитии человеческого капитала в России» . Поэтому обществу необходимо создавать благоприятную среду для «воспитания» нового типа людей – людей «предпринимательского склада ума», творческих, инициативных, имеющих необходимые знания и навыки, адаптирующихся к меняющимся условиям, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы, которые есть сейчас в малом и среднем бизнесе:

Отсутствие качественных показателей оценки бизнеса;

Малая доля предприятий, занимающихся наукой или обслуживающих науку;

Недоступность кредитов;

Высокие налоги;

Административные барьеры и коррупция;

Отсутствие компетентных кадров.

Решение данных проблем поможет малому предпринимательству развиваться более активно, а значит, будут создаваться новые товары (работы, услуги), будут создаваться новые рабочие места, будет развиваться экономика страны.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24 июля 2007 г.

2. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» №101 от 09 февраля 2013 г.

3. Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2012. - №2(12). - с.94-96.

4. Рабцевич А.А.. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2014. - №4. - с.262-265.

5. Хасанова Г.А., Рабцевич А.А. Проблемы развития человеческого капитала в России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №5-2(12). - с.70-71.

6. Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2011 года [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: gks.ru (дата обращения 12.10.2014.)

7. Дунаева А.И., Удачин Н.О.. – 2014. – No. 3(03-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://сайт/3/1277/

2014 Пестова Р.Г., Рабцевич А.А.

Большинство из них закрываются на следующий год, меньшая часть успевает проработать несколько лет. И лишь незначительная доля всех организаций успешно функционирует на рынке. В последнее время у людей пропало желание открывать собственное дело. Это связано с проблемами малого бизнеса, которые существуют в нашей стране на данный момент. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

Какие неприятности преследуют малое предпринимательство?

Российская Федерация идёт по своему собственному пути в развитии бизнеса. Эта дорога довольно специфична, и многие предприятия страдают по этой причине. Поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с менталитетом граждан, нестабильной экономикой, а также недостатком информации о ведении корпоративной культуры.

Человек, который решил начать собственное дело, должен понимать, что его успех зависит не только от стараний начинающего предпринимателя. Сильное влияние оказывают различные внешние и внутренние факторы. Все появляющиеся сложности условно можно разделить на несколько групп:

  • финансовые;
  • для малого бизнеса;
  • организационные трудности;
  • материально-техническое обеспечение.

Чтобы бизнес нормально и продуктивно функционировал, необходимо взаимодействие покупателя, предпринимателя и государства. Лишь в таком случае дело придёт к успеху.

Внутренние трудности

К таким проблемам малого бизнеса относятся нехватка денег, неумелое планирование и руководство. Конечно, многие сталкивались с нехваткой стартового капитала. Если есть на руках нужная сумма, это ещё не гарантия успеха. Ведь нужна свежая хорошая идея, грамотный бизнес-план, постоянное усовершенствование своего дела.

К одной из основных проблем развития малого бизнеса относится отсутствие знаний о правильном планировании деятельности. Этот пункт нельзя недооценивать, так как бездумная трата средств может привести к банкротству. Если же план есть, нужно его менять под реальные возникающие условия.

Администрация организации должна состоять из высококвалифицированных профессионалов. Зачастую руководитель забывает о своих прямых обязанностях и превращается в обычного менеджера. Такая ситуация не совсем благоприятно скажется на результате деятельности предприятия.

Спорные моменты в законодательстве

Справедливости ради стоит отметить, что первый нормативно-правовой акт по малому предпринимательству был принят в 1995 году. Уже тогда было ясно, что в этом законе есть большое количество недостатков. На сегодняшний день действует другой акт, принятый в 2007 году. В него до сих пор постоянно вносятся изменения.

Открытие малого бизнеса в России сопряжено с некоторыми проблемами. Многих пугают бесконечные отчёты, которые каждый предприниматель должен составлять за определённый период. Также существует система штрафов за вовремя не представленные отчёты, и выплаты довольно приличные. Даже несмотря на то, что государство регулярно формирует программы по поддержке малого предпринимательства и упрощённую систему налогов, выплаты всё равно остаются довольно большими. Поэтому люди не хотят с этим связываться, так как отдать можно больше денежных средств, чем заработать.

Регулирование и доступ к госзаказам

Проблемы малого бизнеса в России обусловлены также и жёстким регулированием деятельности предпринимателей со стороны государства. На практике это называется административными барьерами. К ним относятся бесконечные постоянные проверки, сложная процедура регистрации и ликвидации, сбор огромного количества справок.

Как показывает зарубежная практика, чем меньше различных препятствий для малого предпринимательства, тем лучше оно функционирует. Избавление от таких барьеров принесёт много пользы.

Не секрет, что государство всячески старается поддерживать малый бизнес. Однако чтобы получить помощь, нужно сильно постараться. Если выставляется какой-либо госзаказ, появляется множество желающих. И нередко в конце концов он отдаётся непонятной подозрительной фирме. Это классический случай коррупционной схемы, и это очень сложно изменить. Данное препятствие является серьёзной проблемой малого бизнеса.

Финансирование и санкции малого предпринимательства

Говоря о проблемах, нельзя обойти стороной тему кредитов для малого бизнеса. Реальность такова, что далеко не все банки готовы дать начинающему предпринимателю денежные средства в качестве займа. Согласно статистике, лишь третья часть молодых бизнесменов могут получить кредит, остальным отказывают. Это связано с тем со страхом банка, что предприниматели не будут возвращать долги.

Если человек собирается основать собственное дело и открыть производство, то его шансы на получение займа минимальны. Банки намного охотнее предоставляют кредиты тем лицам, которые уже их брали и вовремя погашали. Это называется хорошей кредитной историей. Также банки часто идут на уступки, снижая процентные ставки и ежемесячный платёж.

Кроме этого, стоит отметить влияние санкций на малый бизнес. Рост курса доллара и евро оказал негативное воздействие на предпринимательство такого вида. До введения санкций наблюдалось большое количество проблем малого бизнеса в России, а с ними их стало ещё больше.

Субсидии на открытие бизнеса

Важно отметить, что государство старается всеми силами поддерживать начинающих предпринимателей, поэтому была введена такая субсидия. В рамках этой программы бизнесмену могут выдать до 500000 рублей. Однако чтобы получить эту сумму, нужно соответствовать ряду требований. Например, необходимо функционирование предприятия в течение как минимум двух лет. В организации должно быть более 250 работников, а также должна отсутствовать задолженность по различного рода обязательствам.

Денежные средства, полученные в рамках субсидий малого бизнеса, можно потратить на необходимое оборудование, программное обеспечение и т. д. Стоит отметить, что субсидия выдаётся только в столице нашей страны. Деньги можно потратить на аренду офиса в Москве, а также на покупку сырья. Необходимо соблюдать следующее условие: общая сумма покупки не должна превышать 20% размера субсидии.

Другие субсидии

Помимо помощи, рассмотренной выше, государство предлагает и другие субсидии. Например, большой популярностью пользуется возмещение процентов по кредиту. Как и в первом случае, для этого нужно выполнить ряд условий. Малый бизнес должен быть официально оформлен, предприниматель - платить вовремя налоги, а также иметь на руках кредитный договор, заключённый не более двух лет назад.

Кроме этого нужно, чтобы организация не относилась к сфере торговли, а деньги с займа не шли на оборотные средства компании. Также существуют ещё несколько субсидий малому бизнесу, например, возмещение затрат на лизинговые платежи. Такой вид помощи довольно популярен, так как можно получить до 5 миллионов рублей, однако необходимо иметь договор финансовой аренды. Также спустя несколько месяцев предприниматель должен предоставить отчёт о потраченных средствах.

Перспективы развития малого бизнеса

Говоря о будущем малого предпринимательства в России, стоит отметить, что государство понимает, какое значение бизнес имеет для уровня жизни страны. Если не развивать эту отрасль, может полностью исчезнуть средний класс, появится дискриминация общества. Ежегодно выходят новые программы по поддержке предпринимательства, государство идёт по верному пути.

Главное - обеспечить реализацию всех прав и свобод начинающего бизнесмена. По прогнозам экспертов, в ближайшее время хорошие перспективы видятся у тех, кто продаёт товары первой необходимости, то есть это магазины продуктов питания, одежды и обуви. Кроме того, никогда не останутся без работы станции технического обслуживания, автомойки и т. д.

Несмотря на все проблемы малого бизнеса, государство идёт навстречу, пытаясь разобраться в трудностях и предложить своё решение.